Защита от солнца: дело в шляпе и в добавках
Загар нынче в моде, а мода, как известно, правит миром. На красивый золотистый или бронзовый загар работает огромная индустрия пляжных принадлежностей и бесчисленных солнцезащитных кремов, эмульсий, спреев, таблеток и т.д.
По всему миру расплодилось бесчисленное множество соляриев, где можно стать смуглым быстро, не жарясь на солнце, и по доступной цене. Где индустрия - там и реклама. С рекламных щитов, с телеэкранов, со страниц глянцевых журналов на нас призывно посматривают красавицы в бикини и атлетически сложенные юноши. Даже если они продвигают зубную пасту, жвачку или средство от перхоти, - все равно они, как правило, с эффектным загаром, и хочется на них походить.
ИСТОРИЯ ЗАГАРА
Мода на загар двинулась в широкие народные массы благодаря знаменитому модельеру Коко Шанель. Легенда гласит, что летом то ли 1922-го, то ли 1923 г. она неосмотрительно задержалась под солнечными лучами, и ее кожа приобрела золотистый оттенок. Мадам присмотрелась и неожиданно осталась довольна. Она стала выпускать на подиумы загорелых моделей - дело было сделано. Народ рванул на пляжи - благо, к тому времени во Франции как раз ввели оплачиваемые отпуска. Кроме Коко Шанель, за новую моду надо благодарить и еще одну женщину, сейчас подзабытую, а тогда немыслимо знаменитую в Париже и других европейских столицах Жозефину Бейкер - певицу, танцовщицу и актрису. Дочь американского еврея и негритянки была мулаткой «цвета карамели». Эта красавица часто выступала почти обнаженной, и бесчисленные поклонники и поклонницы идолизировали не только саму звезду, но и ее «карамельную» кожу.
Загарная мода притормозилась в связи с Второй мировой войной, но потом уверенно набрала темп. В 1946 г. появился купальник бикини и радикально изменил пляжную одежду, открыв для глаз и для солнечных лучей прежде потайные части тела. В 1950-е годы стали появляться топлесс и вовсе нудистские пляжи - началось это, как и следовало ожидать, во Франции, а оттуда распространилось по всему миру. В 1971 г. компания «Маттель» запустила в продажу куклу Барби Малибу - смуглую, загорелую красотку в солнцезащитных очках и со своей бутылочкой лосьона для загара - и увлекла модой на загар миллионы детей. Наконец, в 1978 г. начался триумфальный марш соляриев. Мода на загар окончательно победила: из спутника бедности и тяжелого труда он превратился в один из символов благополучия и гламура.
ЗДОРОВЬЕ ВАЖНЕЕ
Но мода модой, а здоровье здоровьем. До сих пор даже в академических кругах не прекращаются споры о том, нужен ли людям загар, и если нужен, то в какой степени. Благодаря ультрафиолетовым лучам в организме вырабатывается витамин D, необходимый организму для всасывания кальция и фосфора, отвечающих за укрепление мышечной и костной ткани. После дозированных солнечных ванн улучшаются обмен веществ, работа желез внутренней секреции, кровеносной системы, активизируются защитные силы организма. Витамин D регулирует взаимодействие по меньшей мере тысячи разных генов, которые управляют практически всеми тканями организма. К тому же витамин D - могучий антидепрессант - вспомните панегирик, пропетый солнцу Нильсом Финсеном.
Однако солнечные лучи далеко не безопасны. Избыточное УФ-излучение вызывает сухость кожи и оксидантный стресс, провоцируя дегенеративные процессы в коже. Вследствие разрушения волокон коллагена и эластина снижаются тонус и упругость кожи. Это способствует преждевременному ее старению.
Под воздействием интенсивного солнечного излучения накапливаются свободные радикалы, разрушая генетический аппарат клеток кожи. Это может провоцировать возникновение онкологических кожных заболеваний, в том числе и меланомы. Ультрафиолетовые лучи ослабляют и обесцвечивают волосы, поскольку под воздействием солнца в волосе разрушаются белковые связи, кончики волос секутся.
В настоящее время лидирует та точка зрения, что загар - признак повреждения кожи. Ученые советуют загорать не днем, а только утром и вечером, когда солнце уже не так активно.
НЕ ЗАБУДЬТЕ О КРЕМЕ...
А как же защитные кремы для здорового загара? Они выпускаются с 1950-х годов, породив целую отрасль косметической промышленности. На кремах есть маркировка с защитным фактором: чем число выше, тем прочнее и надежнее защита. Компании-производители не скупятся на похвалы своим продуктам, обещая красивый и безвредный загар: только покупайте нашего крема побольше и втирайте его почаще.
Однако у ученых разных стран и разных научных школ в последние годы возникает много вопросов по поводу этих кремов. Так, ученые из Калифорнийского университета в Риверсайде сделали вывод, что солнцезащитный крем вреден для кожи. Когда свет попадает на тело, ультрафиолетовое излучение поглощается молекулами кожи, что может стать причиной возникновения вредных соединений, называемых ROS (активные формы кислорода). ROS вступают в контакт с компонентами клеток, такими, как мембраны, митохондрии и ДНК, способствуя их повреждению и вызывая их старение.
При нанесении солнцезащитного крема на кожу особые молекулы - ультрафиолетовые фильтры - содержащиеся в нем, уменьшают количество поглощаемых лучей. Спустя некоторое время эти фильтры проникают вглубь кожи, под эпидермис, делая ее восприимчивой к ультрафиолету.
Базирующаяся в Вашингтоне Рабочая группа по окружающей среде (Environmental Working Group, EWG) пришла к выводу, что 80% из почти тысячи изученных экспертами солнцезащитных средств или не спасают от вредного воздействия солнечных лучей, или же содержат опасные для человеческого организма химические соединения.
Специалисты из EWG установили, что содержащиеся в солнцезащитных кремах химические вещества разрушаются под воздействием солнца, как стена замка рушится под артиллерийским обстрелом. Никакой критики не выдерживают рекламные утверждения, будто некоторые кремы способны защищать кожу в течение нескольких часов или даже в течение целого дня, поскольку подавляющее большинство таких средств начинает терять свои защитные качества уже через 15 минут после нанесения. Процесс значительно ускоряется при потоотделении и непроизвольных касаниях или массаже кожи.
Вредным для человека эксперты из EWG называют любой солнцезащитный крем, в котором содержатся легко проникающие в кожу химические вещества и, прежде всего, оксибензон. Это химическое соединение при воздействии солнечных лучей способно разрушать структуру ДНК. Самыми безопасными эксперты называют те солнцезащитные средства, в чей состав входят цинк и цинковые соединения.
А вот исследователи из университета Миссури с этим решительно не согласны. Они, в частности, обратили внимание на такой компонент кремов, как оксид цинка. При воздействии солнечного света на это вещество происходит химическая реакция, которая может освободить нестабильные молекулы, известные как свободные радикалы. Свободные радикалы стремятся связаться с другими молекулами и в процессе этого могут повреждать клетки или ДНК, содержащиеся в них. Исследователи предполагают, что это в свою очередь потенциально может увеличить риск рака кожи.
Есть претензии даже к витамину А, который содержится в 25% кремов. Его добавляют как антиоксидант, замедляющий старение кожи. Но то, что хорошо в обычных лосьонах и ночных кремах, совсем не так хорошо на солнце: этот замечательный витамин мутирует и участвует в создании свободных радикалов.
Проблема в том, что надзорные и регулирующие инстанции разных стран сквозь пальцы смотрят на состав кремов, давая слишком большую волю производителям, и не производят доскональную проверку ингредиентов на предмет того, как они себя ведут под солнцем. Регуляторы ограничиваются полумерами. Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США (FDA) с конца нынешнего года запретит производителям вводить покупателей в заблуждение утверждениями вроде «блокировка солнца», «водостойкость» и «стойкость от пота».
По другую сторону Атлантики Еврокомиссия запретила печатать на кремах рекламные слоганы «100-процентная защита от солнца» или «блокировка солнца». Такие слоганы создают у потребителей ложное ощущение безопасности и поощряют слишком долгое пребывание на солнце. По подсчетам Еврокомиссии, излишнее доверие недобросовестной рекламе ежегодно приводит к тысячам смертей.
Большинство экспертов считают, что солнцезащитными кремами пользоваться все-таки надо, не подставляя себя прямым солнечным лучам. И даже с кремом надо избегать самого яркого, полуденного, солнца. А первая, главная и единственно надежная линия обороны против ультрафиолета - это тень, шляпа и одежда. Ничего лучше никто еще не придумал.
ВСЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ
Компания Vision с такой точкой зрения вполне согласна и, со своей стороны, может предложить несколько видов защиты от коварных солнечных лучей.
Уникальные компоненты БАД Нэйче Тан способны защитить кожу от неблагоприятного воздействия солнечной радиации, предотвращая преждевременные возрастные изменения и фотостарение кожи. При этом загар при употреблении Нэйче Тан становится более красивым, ровным и стойким, а кожа при этом останется гладкой и увлажненной.
Предупредить повреждение ДНК клеток свободными радикалами поможет БАД Антиокс+. Такая помощь будет особенно актуальна тем, кто «любит погорячее» и загорает часто и подолгу.
Хотите дополнительной внешней защиты? Обратите внимание на гель Миллениум Нео. Его активные ингредиенты благодаря комплексному воздействию запускают процесс омоложения кожи, стимулируют обновление клеток, повышают ее упругость и эластичность.
А для губ подойдет комплексное средство Хелси Кисс для дневного и ночного действия. Оно не только защитит от ультрафиолетовых лучей, но и разгладит уставшую от солнечных ванн кожу.
Vision